Поиск по сайту  
 
 
Регистрация / подписка
Забыли пароль?
запомнить
 

Карта города Петергофа
Государственный музей-заповедник "Петергоф"

Рекламный блок
Семейный ресторан FAMILY | Peterhof (Фэмили)

Language Link - языковой центр


Петергоф - Петродворец - Фонтаны
  • Готическая капелла в парке "Александрия"
  • Императорские конюшни
  • Собор Петра и Павла
  • Самсоновский канал
  • Петергофский вокзал

Браунштейн И.Ф.

Иоганн Фридрих Браунштейн
архитектор

Корни Браунштейна, возможно, связаны с Нюрнбергом. Даты его жизни неизвестны. Некоторое время Браунштейн работал скульптором-резчиком у А.Шлютера в Берлине, который пригласил его в Петербург в 1714 г. в качестве помощника и рисовальщика. Вероятно, под руководством Шлютера мастер участвовал в создании барельефов на фасадах Летнего дворца Петра I в Летнем саду (1714). После смерти наставника вел постройки по оставшимся от него эскизам и чертежам. В 1714-1716 гг. осуществлял все работы в Петергофе. Общий план парадного ансамбля принадлежал самому царю, выполнившему несколько проектных рисунков, а первоначальная разработка замысла – очевидно, Шлютеру. Браунштейн возвел Верхние палаты – небольшое двухэтажное здание с двумя ризалитами, ставшее ядром Большого дворца, и среднюю часть Монплезира – павильон из неоштукатуренного кирпича с большими проемами и шатровой крышей, где разместился парадный зал. Он составил план Нижнего парка и Верхнего сада, начал устройство Большого грота с каскадами на склоне естественной террасы – будущего Большого каскада. В 1716-1719 гг. строительство Петергофа возглавлял выдающийся французский зодчий, генерал-архитектор Ж.Б.А.Леблон. После его смерти в 1719 г. Браунштейн продолжил работы с учетом проектов французского мастера, но в начале 1720-х гг. был вновь оттеснен на второй план талантливым итальянским архитектором Н.Микетти. В 1722 г. он попытался отстранить Микетти, но скандальная интрига закончилась не в пользу немецкого мастера.
Несмотря на эти обстоятельства, именно Браунштейн сформировал основу знаменитого петергофского ансамбля. Он был главным строителем Монплезира (1714-1723), участвовал в устройстве фонтана «Пирамида», а также каскада Драконов («Шахматная гора») и Марлинского каскада («Золотая гора»), которые впоследствии были переделаны. Там же, в Нижнем парке, построил дугообразную Большую оранжерею (1722-1725, совместно с М.Г.Земцовым) и кубические по объемной композиции дворец Марли (1720-1723) и павильон Эрмитаж (1721-1724). В западной части Нижнего парка Браунштейн устроил сад Венеры, отделенный от Финского залива земляным валом с подпорной каменной стеной, и сад Бахуса с фонтанами «Тритон». Браунштейн работал в пригородных резиденциях - Ораниенбауме, Стрельне, Царском Селе. Огромное значение для градостроительного развития Кронштадта имела деятельность архитектора на острове Котлин. Но остается загадкой, был ли он самостоятельным творцом, крупным зодчим или же мастером-строителем, воплощавшим чужие замыслы. Заслуги Браунштейна были во многом дискредитированы его интригами и корыстолюбием. В 1725 г. его отстранили от работ в Петергофе. При Петре II он получил отставку в Канцелярии от строений. Уволен с российской службы 16 января 1728 г. и через месяц уехал на родину.

 
Петербург немецких архитекторов: от барокко до авангарда
Кириков Б.М., Штиглиц М.С.
     
При использование информации с сайта, активная ссылка на www.peterhof.ru обязательна