Поиск по сайту  
 
 
Регистрация / подписка
Забыли пароль?
запомнить
 

Карта города Петергофа
Государственный музей-заповедник "Петергоф"

Рекламный блок
Семейный ресторан FAMILY | Peterhof (Фэмили)

Экскурсии в Петергоф
Петергоф - Петродворец - Фонтаны
  • Готическая капелла в парке "Александрия"
  • Императорские конюшни
  • Собор Петра и Павла
  • Самсоновский канал
  • Петергофский вокзал

Андреас Шлютер
Андреас Шлютер (ок. 1660-1714)
архитектор, скульптор

Крупнейший архитектор и скульптор немецкого барокко стал самым выдающимся мастером, работавшим в петровском Петербурге. Он был приглашен Петром I вскоре после перенесения столицы на берега Невы и назначен баудиректором – главным архитектором города. Царь возлагал на нового сподвижника реализацию своих архитектурных замыслов. Но судьба отпустила Шлютеру всего один год (1713/1714) напряженной работы на российской службе.
Родился Шлютер около 1660 г. в Данциге (Гданьске) или в Гамбурге. Сначала работал скульптором. В 1681-1694 гг. – в Польше, при дворе короля Яна Собеского, занимался преимущественно убранством интерьеров. С 1694 г. – придворный скульптор в Берлине у курфюрста Фридриха III, ставшего затем прусским королем Фридрихом I. Преподавал в Берлинской Академии художеств, был ее директором. Создал знаменитый конный памятник Фридриху Вильгельму. В берлинский период началась и достигла расцвета архитектурная деятельность Шлютера. Он явился создателем немецкого барокко, испытавшего воздействие римской архитектуры.
Договор о переходе Шлютера на российскую службу был подписан 1 мая 1713 г. в Берлине (мастер принял приглашение Петра I, которому его рекомендовал философ Г.В.Лейбниц).
Петр I высоко оценил талант мастера и поручил ему, видимо, общие решения, без детальной разработки. В помощь Шлютеру были вызваны из Берлина работавшие под его началом И.Ф.Браунштейн, Г.И.Маттарнови, К.Москопф.
Особенно значителен вклад Шлютера-архитектора в формирование дворцово-паркового ансамбля Петергофа, который рождался по замыслам и эскизам Петра I. При возведении Верхних палат (ядра будущего Большого дворца) с Большим каскадом и дворца Монплезир Браунштейн опирался на проекты своего бывшего патрона. Объемная композиция Верхних палат включает повышенную среднюю часть, в которой помещается главный зал, и боковые ризалиты. Видимо, в эскизах Шлютера было намечено и устройство боковых галерей с флигелями. Монплезир можно считать произведением Шлютера, воплощенным и отредактированным другими архитекторами в 1714-1723 гг.
Шлютер руководил созданием художественной отделки Летнего дворца Петра I. К проектам мастера относятся палаты А.В.Кикина, Большой (Меншиковский) дворец в Ораниенбауме, губернские дома в Кронштадте. После смерти Шлютера Петербург пополнился еще одним его произведением, подлинным сокровищем – Янтарной комнатой.
Шлютер умер 20 июня 1714 г., не успев реализовать широкие творческие замыслы. Многие исследователи полагают, что оставленные им наброски и планы использовались в дальнейшем строительстве новой столицы и содействовали формированию петровского барокко.
 
Петербург немецких архитекторов: от барокко до авангарда
Кириков Б.М., Штиглиц М.С.
     
При использование информации с сайта, активная ссылка на www.peterhof.ru обязательна