Поиск по сайту  
 
 
Регистрация / подписка
Забыли пароль?
запомнить
 

Карта города Петергофа
Государственный музей-заповедник "Петергоф"

Рекламный блок
Семейный ресторан FAMILY | Peterhof (Фэмили)

Экскурсии в Петергоф
Петергоф - Петродворец - Фонтаны
  • Готическая капелла в парке "Александрия"
  • Императорские конюшни
  • Собор Петра и Павла
  • Самсоновский канал
  • Петергофский вокзал

Козловский М.И.
Михаил Иванович Козловский (1753-1802)
скульптор

Родился в Петербурге в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте.
В 1764-1773 гг. учился в Академии художеств. Пенсионер Академии художеств в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780).
Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре,
архитектуре, живописи.
С весны 1800 г. в Петергофе начались работы по обновлению скульптуры Большого каскада, которые завершились лишь к лету 1806 г. К делу были привлечены лучшие русские мастера: Шубин, Щедрин, Прокофьев и др. Роль Козловского была особенно значительна: созданная им группа «Самсон, раздирающий пасть льва» занимает центральное место в идейном замысле Большого каскада. Это последнее и, может быть, наиболее совершенное произведение скульптора.
Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей еще в петровское время.
Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII в. считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 г., была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) – побежденного Карла XII.
Воплотив эти символы и сохранив основы прежней композиции, Козловский, по существу исполнил свое оригинальное произведение. В отличие от Б.-К.Растрелли, он изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженным, что дало ему возможность создать классически выразительный силуэт статуи.
Исследователи справедливо указывали на близость «Самсона» к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы можно заметить отдаленные отзвуки иной традиции. Единоборство человека со зверем является одним из излюбленных сюжетных мотивов национального русского фольклора. В произведении Козловского выступают внутренние связи с русским народным искусством. Недаром в облике Самсона – особенно в лице – подчеркнут национальный русский и притом простонародный тип.
Козловский был последним великим русским художником XVIII в. 18 сентября 1802 г. он внезапно умер в расцвете сил и таланта. Поток его творчества не иссяк, а внезапно оборвался, едва достигнув высшей точки развития.

Литература:
Ардикуца В.Е. Фонтаны Петродворца. – Л.: Лениздат, 1972
Петров В.Н. Михаил Иванович Козловский (1753-1802). – 2-е изд. – Л.: Художник РСФСР, 1983
     
При использование информации с сайта, активная ссылка на www.peterhof.ru обязательна