«Ораниенбаум» сдает козыри
«Петергоф» и «Ораниенбаум» оформили отношения. Поставлена точка в процессе объединения музеев, начавшемся год назад. На днях из Москвы пришло сообщение об утверждении штатного расписания для «Ораниенбаума» в структуре «Петергофа». Количество сотрудников осталось прежним – 200 человек, как и тогда, когда музеи жили врозь.

До войны они уже были единым целым. Притом что в столице фонтанов толпился народ, а в закрытый город Ломоносов посторонних не пускали. В послевоенное время объединять было нечего. «Петергоф» стоял в руинах. «Ораниенбаум» лихолетье обошло стороной.

Об архитектурных ансамблях «Ораниенбаума» вспомнили и заговорили чуть больше десяти лет назад. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что Большой Меншиковский дворец, в котором много лет размещался «почтовый ящик», Китайский дворец, Катальная горка, парки нуждаются в безотлагательной реставрации. Тем более что они входят в список памятников культуры ЮНЕСКО.

В какой-то степени беды «Ораниенбаума» объясняются тем, что ему не везло с руководителями. А может быть, для них музей оказался местом «нехорошим». За десятилетие сменились шесть директоров. Каждый имел свой взгляд на будущее музея, многие успели ознакомить с этим взглядом общественность, но изменений к лучшему так и не наступило. В коллективе сотрудников единодушия не наблюдалось. Одни выступали за объединение с динамично развивающимся «Петергофом», другие мечтали сделать «Ораниенбаум» зоной тихого элитного отдыха. Последняя озвученная концепция – закрыть музей, аккумулировать средства, провести реставрацию и открыть его для посетителей в 2011 году к трехсотлетию «Ораниенбаума».

Точки зрения на решение проблемы могут быть разными. Их можно обсуждать. Удивляет другое. На протяжении последних десяти лет в «Ораниенбауме» велись реставрационные работы. В архивах нашей редакции хранятся снимки, фиксировавшие процесс. Но ни один объект так и не был доведен до ума. Ситуацию усугубляло сравнение с «Петергофом», каждый сезон открывающим новые музеи и отреставрированные памятники.

Решение о слиянии «Петергофа» и «Ораниенбаума», принято Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Причин много. «Ораниенбаум» приближается к трехсотлетию. За год до юбилея мимо музея-заповедника пройдет окружная дорога, посетителей в его парках и дворцах станет много больше. Самое главное, для восстановления архитектурного ансамбля выделены значительные средства. Доверить их прямой резон тому, кто доказал, что сумеет правильно использовать. Руководитель ФАКК Михаил Швыдкой не скрывал, что деньги для «Ораниенбаума» дают под конкретного человека – директора «Петергофа» Вадима Знаменова.

В кабинете Знаменова идут рабочие совещания с реставраторами, заказчиками работ, научными сотрудниками. Обсуждается концепция развития «Ораниенбаума», по дням и неделям составляется график работ. На столе роскошные изображения Большого Меншиковского дворца – фасад, интерьеры. Так он выглядел в дореволюционное время. Большая гравюра помогает Вадиму Знаменову нагляднее говорить о планах.

– Честно говоря, мы не горели желанием объединяться, своих дел по горло. Начнем с того, что комплекс получили в тяжелом состоянии. Парк не вытоптан и еще дышит только потому, что мало посетителей. На горе возвышается страдающий от протечек Меншиковский дворец. Кровля, которую заменили на Китайском дворце, тут же потекла...

В первую очередь надо разобраться в очередности приоритетов – что делать и к какой цели идти. Чтобы не размазывать средства, решили сгруппировать объекты. Так результата можно достичь лучше и быстрее.

Первый комплекс – Нижний сад с Картинным домом, оранжереей, террасой Меншиковского дворца и первым интерьером во дворце.

Мы мыслим так: туристы будут проходить на территорию Нижнего сада, по дороге заглядывая в Картинный дом. Там будут картины, кунсткамера, театр, библиотека. Картины есть, Кунсткамеру восстановим по ее описанию. В театре размещались сорок человек. Как раз столько, сколько вмещает экскурсионный автобус. Надеюсь, все это мы увидим осенью следующего года.

Мимо Картинного дома посетители пройдут по территории Нижнего сада. Хотелось бы восстановить там три фонтана. Археологи обнаружили их под землей, осталось поднять водометы. Гости будут проходить мимо фонтанов и по лестнице XVIII века подниматься на террасы дворца, откуда попадут в вестибюль и на парадную лестницу.

На втором этаже дворца пока пустые залы. Мы хотим открыть там выставку чертежей, проектов, макетов, чтобы люди узнали о втором рождении Ораниенбаума. Они увидят, каким может стать музей.

На старых гравюрах в Нижнем саду деревья в кадках. Мы хотим восстановить оранжерею. Как только снег сойдет, можно выносить оттуда деревья в сад. А в самом помещении сделать экспозицию, посвященную оранжерейному делу.

Планируется, что из дворца туристы отправятся по территории осматривать памятники, которые еще закрыты. Там, где это возможно, мы будем искать компромисс, чтобы как-то показать интерьеры. В Китайском дворце можно заводить посетителей в зал Муз, откуда просматриваются несколько интерьеров анфилады.

Методисты в «Ораниенбауме» толковые, разработают экскурсию, которая будет интересна посетителям. Это задумка, как будем встречать гостей уже осенью следующего года.

У Ораниенбаума, как у любого пригорода такого рода, есть свои козыри. Интересная история Петра III и Екатерины II – само собой.

Но неподалеку от Нижнего сада находится старая улица, в одном из домов которой родился Игорь Стравинский. После войны незадолго до смерти он приезжал в Петергоф, побывал в Нижнем парке. Кажется, ему удалось съездить и в Ораниенбаум.

Имея такого земляка, как Стравинский, не воспользоваться этим просто бессовестно. Это наш долг, а кроме всего прочего и выгода. В Мариинском театре в постановке Фокина идут балеты на музыку Стравинского. Если удастся договориться с руководством театра, их можно показать на террасе дворца.
14.11.2007«Ораниенбаум» сдает козыри - Санкт-Петербургские ведомости
Автор - Людмила Леусская
Комментарии