Ораниенбаум. Возрождение через ликвидацию
Сказать, что Ораниенбаумский парк – любимое место отдыха горожан – значит не сказать ничего. Дворцы и парки для ломоносовцев – это наше все. Старожилы помнят, как раньше здесь крутились карусели, по Нижнему пруду скользили лодки, зимой кавалеры катали барышень на финских санях (теперь мало кто знает, что это вообще такое), призывно играла музыка на открытой террасе паркового ресторана «Уют», в конце еловой аллеи возвышался небесного цвета павильон Катальной горки, всезнающие экскурсоводы рассказывали восхищенным туристам о сокровищах Китайского дворца. Но многие этих прелестей постепенно приходили в упадок. Сначала снесли городок аттракционов, затем парк обнесли забором, закрыли для посетителей некоторые дворцы, запретили ездить на велосипедах и лыжах...

Все это было попытками сохранить то, что уцелело. В Китайском дворце необходимо было чинить крышу, чтобы не протекала, а из Меншиковского срочно требовалось выселить НИИ «Мортеплотехника». Уникальный, единственный сохранившийся после Великой Отечественной войны в окрестностях Петербурга подлинный дворцово-парковый ансамбль 18 века требовал капитальной реставрации с большими денежными инвестициями.

О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Последние годы ГМЗ «Ораниенбаум» лихорадило от кадровых перестановок. За восемь лет сменилось шесть директоров, каждый из которых имел собственное представление о назначении Музея-заповедника. Один развивал туристический бизнес, оборудуя в Кавалерском корпусе сауну, гостиницу, сдавая кафе под корпоративные вечеринки. Другой отдавал предпочтение историческим костюмированным представлениям. Третий делал акцент на устройстве в парке своеобразного живого уголка: при нем завозили животных и высаживали деревья. Четвертый все запрещал и со всеми в городе поссорился....

Сейчас в ГМЗ «Ораниенбаум» нет директора. Занимавший прежде эту должность Виктор Воротников официально именуется председателем ликвидационной комиссии, а то, что происходит в Ораниенбауме, соответственно является ликвидацией. Звучит невесело. Виктор Андреевич занимался охраной памятников еще в Ленинградском обкоме КПСС, трудился в качестве заместителя председателя Комитета по культуре правительства Петербурга, более десяти лет возглавлял крупную реставрационную фирму. Интеллигентный профессионал, упомянутый в справочнике «Кто есть кто в Санкт-Петербурге». Ему бы еще шарф – был бы вылитый Пиотровский. Но, увы... Он сам признает, что от его действий сейчас мало что зависит.

Никогда не было в ГМЗ «Ораниенбаум» такого руководителя, как Гусев в Русском музее, Саутов в Екатерининском дворце, Знаменов в ГМЗ «Петергоф». Так или иначе, но не нашлось человека, способного привлечь к «Ораниенбауму» интерес, внимание, а главное – деньги.

ИЗ ОДНОГО КАРМАНА
В комментариях по поводу слияния «Ораниенбаума» и «Петергофа» председатель Агентства по культуре Михаил Швыдкой подчеркивает, что немалые деньги на восстановление ораниенбаумского заповедника выделяются под конкретное имя Вадима Знаменова. За 40 лет работы в Петергофе Вадим Валентинович приобрел прочную репутацию не только компетентного искусствоведа, всеми уважаемого музейщика, но и талантливого менеджера.

Общая стоимость работ в Ораниенбауме оценивается в 8 млрд. руб., из которых в текущем году 250 млн. выделил федеральный бюджет и 300 млн. привлечено из внебюджетных фондов. Передача ГМЗ «Ораниенбаум» под крыло к «старшему брату» преследовала своей целью перевод всего движимого и недвижимого имущества из городской собственности в федеральную, дабы не перекладывать эти деньги из одного кармана в другой. (Бюджетные средства имеют свойство ощутимо таять при прохождении бюрократических формальностей).

Первые же слухи о слиянии вызвали среди ломоносовских специалистов и общественности протест и опасения, которые можно выразить одной фразой: «Всё разворуют!» Однако большинство петербургских музейщиков и реставраторов считает слияние заповедников Петергофа и Ораниенбаума большим благом для Ораниенбаума, фактически его спасением. Итак, что же нового произошло в 2007 году?

Ныне экспозиции ораниенбаумского заповедника остались, естественно, на месте, музейные же фонды вывезены. Это продиктовано тем, что в Петергофе намного лучше условия хранения, а также есть база для реставрации. В ГМЗ «Петергоф» немало собственных ценностей: тамошняя коллекция насчитывает 250 тыс. предметов, в то время как ораниенбаумская – лишь 7 тыс., находящихся к тому же далеко не в лучшем состоянии. Что касается прибыли от посещения дворцово-паркового ансамбля туристами, в Ораниенбауме она не просто мала, она ничтожна. Достаточно сказать, что Петергоф за три дня в сезон получает столько, сколько Ораниенбаум за весь год.

НЕЗАМЕНИМЫХ У НАС НЕТ?
Коллектив ГМЗ «Ораниенбаум» формально распущен. Как и положено по закону, за два месяца до роковой даты сотрудники заповедника получили уведомления о расторжении с ними трудового договора. Дальше — каждый за себя. Федеральное агентство по культуре выделило 200 мест для бывших работников «Ораниенбаума», именно столько человек здесь и работало. Половина уже трудоустроена. Каждый сотрудник должен лично являться в отдел кадров ГМЗ «Петергоф» и спрашивать, есть ли для него место. А ведь речь идет не только о техническом персонале, многие бывшие сотрудники – ученые с мировым именем. В частности, не у дел остался хранитель уникального Китайского дворца Владимир Гаврилович Клементьев, который много лет ездил в Ломоносов на работу с другого конца Питера. Это по его книгам изучают дворец во всем мире. Проработавшая в Музее-заповеднике «Ораниенбаум» 30 лет главный хранитель фондов Вера Сергеевна Лескова, ныне член ликвидационной комиссии, также пока не приглашена к дальнейшему сотрудничеству. А ведь опыт слияния двух памятников культуры подобного уровня в Петербурге имеется: шесть лет назад Летний сад, находившийся прежде в городском подчинении, вошел в состав Русского музея, являющегося федеральной собственностью.

Тогда весь коллектив сохранили, автоматически переведя на новое место работы. Детали же слияния «Петергофа» и «Ораниенбаума», в том числе и судьба коллектива, к сожалению, не были проработаны. Примечательно, что руководство города просило дать еще хотя бы полгода на осуществление проекта объединения, но Роскультура торопила: еще бы, на кону такие деньги! В начале ноября в Петродворцовой администрации прошло очередное, видимо, последнее собрание бывшего трудового коллектива ГМЗ «Ораниенбаум», где было дано понять – обратной дороги нет, каждый должен трудоустраиваться сам.

Сейчас в парке тишина. Дворцы в лесах, практически не отапливаются, дорожки перекопаны, птиц и животных, которые так полюбились посетителям парка, и детям, и взрослым, передают в зоопарк и охотхозяйства. Единственные посетители парка – охранники да строители азиатской наружности. Именно они, будем надеяться, восстановят к 2011-му году, году 300-летия Ораниенбаума, жемчужину драгоценного ожерелья петербургских дворцов и парков.
14.01.2008Ораниенбаум. Возрождение через ликвидацию - Звезда района
Автор - Лана Иванина
Комментарии