В «Ораниенбауме» забьют фонтаны
25 января в ГМЗ «Петергоф» решалась дальнейшая судьба ораниенбаумского ансамбля. Главной темой обсуждения было воссоздание фонтанов в Нижнем саду «Ораниенбаума»

ОПАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Директор музея-заповедника «Петергоф» Вадим Знаменов шутливо попросил собравшихся не считать это его навязчивой идеей. Многочисленные свидетельства, которые сохранились еще с петровских времен, доказывают, что фонтаны были включены в планировку Нижнего сада изначально. Мало того, светлейший князь Александр Меншиков принимал в их создании самое непосредственное участие. Он лично измерял участки, где должны были забить струи воды, следил за ходом работ.
Есть мнение, что к созданию ораниенбаумских фонтанов был причастен и великий Поль Суалем из семьи строителей версальских фонтанов. Фонтаны - два боковых, окружностью около 7 метров, и центральный, окружностью 9 метров, - просуществовали в парке примерно 40 лет, с 1720 по 1760 годы. Их засыпали, когда регулярные сады попали в опалу, и пошла мода на парки английские, естественные. Нижний сад подвергся перепланировке, и о фонтанах забыли на долгий срок.
Однако следы их существования сохранились. Виктор Коренцвит, известный археолог, член общества «Мемориал», награжденный медалью «Фонд памяти светлейшего князя А.Д. Меншикова», во время раскопок в Нижнем саду обнаружил прекрасно сохранившиеся фрагменты трубной разводки фонтанов, объединяющий их тройник и даже точные места расположения. Однако вопрос о воссоздании этого памятника архитектуры остается открытым, несмотря на бесспорные доказательства фонтанного прошлого Нижнего сада и гигантские суммы, поступающие из федерального бюджета на реконструкцию парка.

ИЗ ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ

Еще в середине прошлого века инспекцией охраны памятников было принято постановление о восстановлении в Нижнем саду регулярного парка с фонтанами, создан проект работ. Но тогда все уперлось в нехватку средств, и реконструкцию заморозили. Потом к этому вопросу еще неоднократно возвращались, практически все руководители музея-заповедника, коих за последнее десятилетие сменилось множество, посылали в государственную инспекцию охраны памятников запросы о возрождении фонтанов. Но теперь ГИОП считает это нецелесообразным. Дело в том, что до сих пор не удалось достоверно выяснить, как выглядела деревянная скульптура, венчавшая центральный фонтан. И пока не найдено ни одного изображения ораниенбаумских фонтанов. А согласно федеральному закону № 73 об объектах культурного наследия, воссоздание памятников осуществляется посредством их реставрации в исключительных случаях - при их особой исторической ценности и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Но имеющихся сегодня архивных и научных сведений, на взгляд сотрудников ГИОП, недостаточно для реконструкции. Кроме того, представитель инспекции охраны памятников ознакомил собравшихся с результатом совещания рабочей группы, созданной при правительстве Санкт-Петербурга специально для решения этого вопроса, которое прошло еще 5 августа прошлого года. Тогда было решено, что в фонтанах «Ораниенбаум» особой нужды не испытывает, и памятник этот особой исторической ценности не имеет.
Какое право решать вопрос о воссоздании памятников на территории федерального музея-заповедника имеет городское правительство, представитель ГИОПа объяснить не смог, сославшись на другую статью закона, по которой решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается правительством Российской Федерации. И это полностью меняет дело, так как заместитель руководителя управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Александр Шухободский идею о реконструкции фонтанов одобрил и обещал, если потребуется, помочь в представлении проекта в правительстве РФ.
Кстати, на собрании пролили свет и на то, как выглядела таинственная скульптура центрального фонтана - в одном из архивов было обнаружено описание, согласно которому он был украшен всего лишь деревянной чашей с искусной резьбой.

МУЗЕЙ ДОЛЖЕН ЖИТЬ
Восстановление фонтанов - всего лишь один из пунктов реконструкции Ораниенбаумского парка. Вадим Знаменов вкратце ознакомил собравшихся с дальнейшей стратегией развития музея-заповедника. Всю территорию парка решили поделить на три зоны: дворец Меншикова с Нижним садом и частью прилегающего к нему Верхнего парка, Собственную дачу и зону Катальной горки и Каменного Зало. Это позволит проводить работы поэтапно и строго по плану, а не вразнобой.
Ожидается, что в 2010 году, когда сдадут окружную дорогу, в парк хлынут толпы туристов, и к этому времени необходимо подготовить хотя бы одну зону, которая могла бы «принять основной удар». Неудивительно, что выбор пал на Нижний сад и дворец Меншикова. Прогнозировать сроки окончания реставрации здания никто не решился - слишком много работы предстоит.
Сегодня полным ходом идёт реставрация здания, налаживается сеть инженерных коммуникаций. Так, в помещении котельной, наконец, установили новое немецкое оборудование, которое позволяет протапливать не только дворец Меншикова и его пристройки, но и здания по периметру. В 2010 году планируется открыть первичную экспозицию о жизни музея до и после реставрации. В планах реконструкция картинного дома, библиотеки и театра, воссоздание померанцевой оранжереи. В галереях дворца предполагается размещать временные выставки. Вскоре начнутся работы по восстановлению зеленых насаждений Нижнего сада. А вот о реконструкции статуй, постаменты которых тоже были найдены во время раскопок в саду, пока говорить преждевременно.
Кроме того, планируется возобновить традицию проведения в Нижнем саду праздников, что также привлечет туристов. Возможно, уже этой весной здесь утроят торжества, посвященные именитому земляку ломоносовцев, композитору Игорю Стравинскому.
Реконструкция галерей Меншикова дворца создаст резерв помещений. В них планируется разместить реставрационные мастерские, отдел учета и хранилища. Кстати, Вадим Знаменов опроверг слухи о том, что все музейные фонды вывезены из Ораниенбаума навсегда. Они будут возвращаться по мере завершения в музее реставрационных работ.
Противостояние сотрудников двух музеев-заповедников, волею правительства ставших одним целым, ни для кого не секрет. В конце совещания Вадим Знаменов призвал всех собравшихся забыть о былых распрях ради общего дела – восстановления «Ораниенбаума». По его словам, «Петергоф» не был инициатором объединения музеев, это было навязано Москвой. Также он опроверг слухи о корыстном интересе Петергофа к Ораниенбаумским музейным экспонатам, по его словам, их в музеях столицы фонтанов и так предостаточно. Однако от ответа на вопрос, будет ли возвращен в Ораниенбаум трон Меншикова, сегодня украшающий тронный зал Большого дворца, Знаменов ответил уклончиво. Мол, трон и так находится сегодня в структуре, в которую входит «Ораниенбаум».
Директор признался, что сегодня еще не прикипел душой к «Ораниенбауму», так как только получил его в управление. И что нынешнее состояние парка и дворцов вызывает у него ужас, граничащий с отчаянием. Но перспективы у «Ораниенбаума» великолепные и при желании и упорном труде достижимые. Кстати, Вадим Знаменов заверил присутствующих, что, как только утрясутся все организационные вопросы, новая структура будет носить название «Объединенный музей Петергоф-Ораниенбаум».
30.01.2008В «Ораниенбауме» забьют фонтаны - Городок-info
Автор - Виктория Мухамеджанова
Комментарии