Екатерининский корпус

К монплезирскому садику с западной стороны примыкает Екатерининский корпус. Это деревянное, вытянутое в длину здание с расположенными анфиладой маленькими низкими комнатами. Интересно происхождение его названия. Здесь летом 1762 г. жила Екатерина - жена императора Петра III. Отсюда рано утром 29 июня она уехала в Петербург с одним из братьев Орловых, активных участников дворцового переворота. Там гвардия возвела ее на престол. Впоследствии в память об этом событии корпус назвали Екатерининским, хотя строился он по распоряжению Елизаветы Петровны архитектором Ф.-Б. Растрелли в середине XVIII в.
Это был увеселительный дворец. Растрелли строил его с учетом уже сформировавшегося монплезирского ансамбля петровского времени. Художественная отделка была очень проста. Однако и по характеру архитектуры, и по масштабам Екатерининский корпус "выпадает" из ансамбля Монплезира и воспринимается как самостоятельный памятник архитектуры. В корпусе восемь комнат. В конце XVIII в. первоначальное архитектурное убранство интерьеров Растрелли было уничтожено, а все помещения заново созданы по проекту Д. Кваренги. Тогда же стены Большого столового зала и ряда гостиных окрасили в различные сочные цвета, определившие их названия: Желтый зал, Синяя гостиная, Зеленая гостиная.
Художественный декор интерьеров Екатерининского корпуса являлся примером высшего достижения искусства русского классицизма. Настенные скульптурные композиции, выполненные Д. Рашеттом, отличались строгостью и изысканностью формы, а роспись Д.-Б. Скотти - изяществом рисунка, тонкостью цветовой гаммы.
Екатерининский корпус был дворцом-музеем конца XVIII - начала XIX в., где находилось множество предметов прикладного искусства. Мебель, каминные часы, канделябры, вазы - все соответствовало архитектурной отделке залов, отличалось благородством форм и линий, несло в себе настроение уравновешенности и спокойствия. Среди предметов мебели находился гарнитур, изготовленный по эскизам А.Н. Воронихина. В вестибюле стояла мраморная статуя Екатерины II работы Ф.И. Шубина.
Из всего этого великолепного убранства были эвакуированы только Гурьевский сервиз и некоторые образцы мебели и бронзы. Все остальное погибло в пожаре.
Екатерининский корпус сгорел. От него остались обугленные стены. До сих пор вспоминаются нагромождения искореженных железных балок перекрытий на месте Желтого зала, пустые глазницы оконных проемов.
Скульптура работы Шубина лежала на земле среди мусора и пепла. Ее покрыли деревянным футляром, но мрамор оказался перегоревшим настолько, что при прикосновении рассыпался, как крупный песок. Попытки закрепить мрамор, чтобы сохранить форму, не удались, и скульптура погибла.
Некоторые лепные композиции на стенах Екатерининского корпуса сохранились. Но они тоже сильно перегорели, поэтому снимать их и переносить в хранилище представлялось делом трудным и требовало большой осторожности.
Прилегающая к Монплезиру прибрежная часть парка была изрезана окопами, ходами сообщения и опутана заграждениями из колючей проволоки общей длиной около 30 километров. Для сооружения оборонительных укреплений здесь вырубили много деревьев. На второй линии обороны, направленной против десанта, на Марлинской аллее из сваленных деревьев устроили противотанковые завалы.

Петергоф - летопись восстановления
Я.И. Шурыгин