Земцов М.Г.
Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743)
архитектор

Родился в Москве. Образование получил в школе при Оружейной палате. В 1709 г. приехал в Петербург, где с 1710 г. работал под руководством Д.Трезини, став вскоре его ближайшим помощником. В начале 1720-х гг. Земцову были поручены многие значительные постройки Петербурга. В 1730-е гг. вместе с учениками И. Давыдовым и И. Бланком руководил основными постройками в Петергофе. По их проектам была развита сеть аллей Нижнего парка и Верхнего сада. Самым существенным в деятельности Земцова и его помощников стало значительное обогащение фонтанной декорации.
В 1715-1723 гг. наряду с другими архитекторами принимал участие в проектировании и строительстве Большого каскада и канала, каскада Драконов («Шахматной горы»).
В 1722-1724 гг. в качестве помощника И.Ф.Браунштейна участвовал в сооружении Оранжереи.
В 1725 г. построил фонтан «Фаворитный». Фигуры уток и собачки вырезал из дуба Н.Пино (в 1726 г их отлили из меди).
Земцову принадлежит завершающий этап в сооружении фонтана «Пирамида».
По проекту Земцова в 1726 г. построен Ассамблейный зал, примыкающий к флигелю «Монплезира» с восточной стороны, окончательно оформленный в 1748 г. Б.Ф.Растрелли.
При участии Земцова велись работы по сооружению ансамбля фонтанов сада Бахуса, граница которого отмечена четырьмя небольшими одинаковыми фонтанами – «Тритонами с водяными колоколами». Замысел их устройства принадлежит Петру I. В марте 1722 г. он предложил поставить в полуовальных нишах туфовые горки, завершенные декоративными вододействующими скульптурами. В январе 1724 г. Петр I приказал Земцову и Пино сделать для этих фонтанов резные из дерева «фабольные» группы. Земцов в апреле представил соответствующие рисунки, но Пино не выполнил порученной ему работы.
Только в 1732 г. Земцов и П.Суалем, использовав свинцовые фигуры младенцев-тритонов, отлитых в Англии в 1721 г. по рисунку Браунштейна для Большого каскада, создали существующую композицию.
По рисунку Земцова выполнены позолоченные маскароны морских чудовищ, составляющие декор Марлинского каскада («Золотой горы»). В 1724 г. архитектор, к которому перешло руководство строительством, установил маскароны, обшил кирпичные ступени досками, раскрашенными под мрамор, и пустил на каскад воду.
Только в 1731-1732 гг. Земцов довел до конца начатое им дело. Каскад по его проекту получил новое художественное решение. Водопадную лестницу архитектор увеличил по высоте и расширил, подступенные стенки закрыл медными позолоченными листами, благодаря чему лестница обрела большую монументальность и стала именоваться «Золотой горой».
Уменьшив бассейн пропорционально партеру, Земцов декорировал аттик и парапеты каскада семью мраморными и свинцовыми статуями, дополнив водяной декор фонтанами-скульптурами «Андромеда» и «Нимфа». Создание Земцова отмечено подлинным благородством пропорций. Оно относится к числу самых совершенных фонтанных сооружений первой трети XVIII в.
В 1728 г. по предложению Земцова стены ковша Большого каскада и Морского канала начали выкладывать из кирпича и плитного камня, а дно мостить булыжником. До этого стены ковша и канала, согласно велению Петра I, были укреплены булыжным камнем на мху, но грунтовые воды разрушали это покрытие.
Земцов был первым русским архитектором, воспитавшимся в России и сравнявшимся по положению с иностранцами.

Литература:
Ардикуца В.Е. Петродворец: путеводитель. – Л.: Лениздат, 1974. – 192 с.
Ардикуца В.Е. Фонтаны Петродворца. – Л.: Лениздат, 1972. – 144 с.
Бартенев И.А. Зодчие и строители Ленинграда. – Л.: Лениздат, 1963. – 308 с.
Раскин А.Г. Душа Петергофа: фонтаны и каскады. – СПб.: Лениздат, 1999. – 303 с.