Собор Петра и Павла

Гордость Петергофа - Собор святых апостолов Петра и Павла - сияет на солнце позолотой глав, радует сердце и даже в самый мрачный день освящает лик города своей красотой.
Сегодня уже многие знают имя того, кто дал жизнь этому прекрасному храму. Создателем его был архитектор Николай Владимирович Султанов, крупный архитектор, теоретик, историк, реставратор, педагог. Скончался и похоронен он через 3 года после освящения Собора в 1908 году в г. Висбаден (Германия). ("Петергофский вестник" 9.07.94 г. "Горсть земли с могилы зодчего".)
Как же создавался храм? Еще при жизни императора Александра III в 1892 году протопресвитер отец Иоанн (Янышев) ходатайствовал о постройке нового храма в Петергофе. Несмотря на то, что в городе было 13 церквей (по 1909 году), доступны верующим жителям были далеко не все: простым горожанам был заказан вход во дворцовые, военные и другие церкви. Самой доступной в городе была Крестовоздвиженская церковь (там ныне находится карильон и магазин "Цветы"). Она была создана в 1830 году в бывшем здании Петергофского дворцового управления. Эта церковь очень небольшая и неудобная: видеть богослужения могла только пятая часть молящихся. Воздуха не хватало, а народа собиралось много.
Ходатайство отца Иоанна пошло по инстанциям и попало к министру двора графу И. И. Воронцову-Дашкову, где и составили представление императору о постройке нового храма.
Император Александр III внимательно отнесся к просьбе. Он лично определил место около "Царицынского пруда" (Ольгина) в центре города, сам назначил четырех архитекторов составлять проекты. Ни премий, ни жюри не было. В конкурсе участвовали: Л.Н. Бенуа, А.И. Семенов, Н.И. Рошфор и Н.В. Султанов. Выбрал Александр III проект Султанова, и его назначили главным архитектором строительства. Это было весной 1893 года.
Новый собор в Петергофе был задуман Н.В. Султановым в стиле московского церковного каменного зодчества. Архитектор продумал все аспекты удобств для священнослужителей и прихожан. В обычных храмах такого не было.

Началом работ нужно считать 1894 год, когда начали рыть котлован под фундаменты храма и поставили временные сараи под материалы и дом чертежника. Закладка фундамента произошла 25 июля 1895 года, уже при императоре Николае II. День закладки, назначенный еще Александром III, не изменили, так как храм сооружался в честь апостолов Петра и Павла, приделы - в честь Александра Невского и Преподобной Ксении, а 25 июля - день бракосочетания Ксении, дочери Александра III. Николай II на закладке не присутствовал. Весь ритуал провел отец Иоанн с придворным духовенством.
С 1896 года началась кладка стен, которую вчерне закончили к 1899 году. К весне 1903 года приступили к росписи стен. Ее исполняли мастера Сафонов и Колупаев из Москвы и иконописная артель села Палех.
Одновременно с собором строились здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции. На сооружение всего комплекса было затрачено 850000 рублей. Закончили строительство в 1905 году 25 июня (12 июня по старому стилю), в этот же день в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны освятили новую придворную церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Здание собора имеет пирамидальную форму и увенчано пятью главами с шатровым покрытием и золочеными луковицами. Высота средней главы около 70 метров, а поскольку храм стоит на возвышенности, он виден за много километров от города и занесен как ориентир в морские лоции.
Стиль соответствует расцвету московского зодчества XVI-XVII вв. Как и все сооружения того времени, храм строился из кирпича. Он очень живописен и многоцветен. Также использованы поливные изразцы, белый камень, золоченые купола, узорчатые коньки. Многие детали собора напоминают московские и подмосковные детали храмов.
Фасад здания облицован красным и желтым кирпичом. Желтый кирпич служит архитектурным украшением: он имеет разную форму на плоской стене, выступах и карнизах. На фасадах - изразцы, установленные в нишах колонки, и другие детали из серого песчаника. На фоне темно-красного кирпича желтый, серовато-белый камень, зеленый тон изразца, а также золотые луковицы и зеленые шатры придают зданию нарядный вид, но отнюдь не пестрый, а благородно гармоничный.
В шатрах для освещения окна - слухи. Из них открывается замечательный вид на панораму города. Н. В. Султанов думал о том, что, как и в Исаакиевском соборе, можно будет любоваться окрестностями и городом, для чего и создана смотровая площадка вокруг центральной главы. Хорошо видны оттуда даже Петербург и Кронштадт...
Чтобы попасть в собор, надо подняться по удивительно красивому крыльцу с северной стороны. Не менее красиво оформлены южное и два западных крыльца. Три апсиды восточного фасада украшены колончатыми аркатурами, напоминающими аркатурные пояса храмов г. Владимира и Новгорода.
С западной стороны к храму прилегают колокольня и часовня. Часовня не отапливается. Колокольня, как и часовня, является частью храма. Часто эти сооружения ставились отдельно от храма, но Н. В. Султанов создал их очень компактными и, в то же время, величественными. Колокольня невысокая, широкая с аркадами в три пролета "по лицу" и в два по бокам. Здесь размещены разные по звучанию колокола (три из Аахена, один - дар С. С. Гейченко - уроженец Петергофа).
Внутренний объем собора кажется малым сравнительно с объемом всего здания. Много места ушло на крытую светлую и высокую галерею и лестницы на хоры. Она идет вокруг собора, проходя под апсиды и предназначена для крестных ходов в ненастные дни. Забота зодчего о людях видна буквально на каждом шагу.
Рядом с алтарем были устроены особые помещения для жертвенника и ризницы, при каждом входе имелось по два теплых помещения для верхней одежды. Выход на улицу лежал через теплые сени. Специальное помещение устроено для исповедальни, для отпевания усопших, крестильни.
Широкие царские врата московского рисунка с низкими створками позволяют видеть почти весь алтарь, возвышающийся на 4 ступени.
С трех сторон устроены хоры с двумя приделами. Иконостасы приделов изготовлялись из белого каррараского мрамора.
Вся церковная утварь - паникадило, бра, хоругви, семисвечники, лампады, евангелия, кресты - выполнялась по рисункам Н. В. Султанова.
Внутри вдоль всего собора по галерее тянется широкий серебряный пояс, на котором темно-коричневыми буквами славянской вязью начертана "летопись церковного строения".
Все религиозные сюжеты исполнены по старорусскому, завещанному Византией, приему.
В течение 25 лет собор был главным религиозным храмом для жителей Петергофа (в нем проводились крещения, венчания, отпевания, службы).
Собор закрыли в 1934-1935 гг. Сначала прекратили службы, затем сняли кресты, вынесли всю утварь и иконы. Были предложения взорвать храм, но до этого не дошло, зато здесь устроили склад. В 1941 году облицовка глав была содрана. В годы войны с собора немецкий корректировщик следил за Кронштадтом и передвижением кораблей. Его пытались сбивать, поэтому северная часть собора была разрушена.
Собор долго стоял разрушенным, пока, готовясь к Олимпиаде 1980 года, власти не приняли решение о восстановлении.
Под руководством архитектора Евгения Павловича Севастьянова сделали обмеры, реставрировали собор внешне, снова засверкали главы, с помощью вертолета поставили кресты. Но интерьеры не трогали. Решался вопрос, что будет в соборе - музей или концертный зал.
В 1989 году (в связи с 1000-летием крещения Руси) верующие добились передачи им собора. В 1990-1995 гг. интерьеры были восстановлены. Сначала службы велись в приделе св. Ксении.
На сегодняшний день восстановлено: фасады, интерьеры, служебные постройки, выполнено благоустройство территории. В 1995 г. храм был освящен патриархом Алексием II и стал работать так же, как и до 1935 г.
По инициативе Общества охраны памятников и Госинспекции по охране памятников с 1972 года собор был взят на учет, а в 1974 г. - под охрану государства как памятник истории и культуры. В том же году были установлены строительные леса для обмерных и проектных работ, выполняемых архитектором-реставратором Е.П. Севастьяновым. В 1980 году были восстановлены и освободились от лесов все пять главных куполов с крестами, которые монтировали с помощью вертолета. Вес центрального креста - 450 кг. С 1974 по 1987 г. все работы по реставрации фасадов были завершены Ленинградским Объединением "Реставратор" и приняты комиссией. Государство израсходовало на эти работы 2 млн. 650 тыс. руб. Были восстановлены все 16 крестов.
К 300-летию Петергофа собор отметил свой 100-летний юбилей радостным праздником возвращенной православной веры, светлым солнечным днем с малиновым перезвоном возрожденных колоколов, торжественно и ликующе весь собравшийся народ отмечал день главного храма столицы фонтанов. Так было 12 июля 2005 года! Так будет всегда! И ныне, и присно, и во веки веков...
 

Т. ПРОХОРОВА, член Общества Возрождение Петергофа
«Дворянское гнездо» №3 Сентябрь - октябрь - 2005
Место на карте: