Собственная дача
   Расположена Собственная дача в трех километрах к западу от Нижнего парка Петергофа. Это место Петр I подарил известному публицисту и сподвижнику по церковным делам - Феофану Прокоповичу, чьи красноречивые проповеди звучали на всех торжествах при императоре и его преемниках. На возвышенности был выстроен дом, где Феофан принимал гостей, в том числе императрицу Анну Иоанновну и Елизавету Петровну, тогда еще цесаревну. Последней очень нравилась эта Приморская дача, как ее называли; после смерти Феофана в 1736 году она стала собственностью Елизаветы. Сделавшись императрицей, Елизавета дала новому своему владению имя Собственной дачи.
   Каменный двухэтажный дворец, похожий на петергофский дворец Марли, был построен императрицей в память о своем великом отце. Здесь же стоял деревянный большой флигель для придворного штата и деревянная кухня, чуть далее - погреб-ледник и ферма. Здесь, в загородной тиши, государыня отдыхала от трудов и развлекалась фермерским хозяйством. Приватный характер Собственной дачи подчеркивает то, что без доклада никому не дозволялось въезжать туда. Богомольная Елизавета в это время мечтала уйти в монастырь, для чего приказала знаменитому Растрелли построить великолепный Воскресенский Новодевичий монастырь, более известный как Смольный. А пока архитектор воплощал свой замысел, она молилась здесь, в маленькой одноглавой деревянной Троицкой церкви, построенной архитекторами Я.Алексеевым и Я. Дмитриевым. Иконостас и все образа были перенесены сюда из петербургского Петропавловского собора.

   При Екатерине II пришедший в ветхость дворец в 1770-х годах был перестроен архитектором Ю.М. Фельтеном. Используя стены старого, довольно скромного по отделке здания, А. И. Штакеншнейдер в 1843 году полностью изменил его внешний и внутренний облик. Дворец был отделан заново, впоследствии над ним надстроили третий, мансардный этаж.
   Собственная дача предназначалась для наследника цесаревича и открыла новое направление в русской архитектуре середины XIX века, так называемое второе барокко (необарокко). Этот один из самых распространенных в 40-50-е годы стилей стал очень популярен при строительстве особняков.
А. И. Штакеншнейдер выбрал для этого загородного дворца стиль Людовика XV (так именовался тогда стиль рококо), напоминавший наследнику престола о золотом веке дворянства. Отделка стен, мебель, картины, фарфоровые сервизы и статуэтки – все было выполнено в этом стиле. Даже посуда, хранящаяся во дворце, строго согласована с общим стилем. Особенно хорош был чайный севрский сервиз с изображениями знаменитых фавориток французских королей. Дворец воспринимался, по выражению фрейлины А. Ф. Тютчевой, как «драгоценная безделушка роскоши и изящества».

   Войдя во дворец, мы попадаем в вестибюль, весь обшитый резным буком. На первом этаже находились камердинерская, уборная Александра II, его кабинет, столовая, желтая и голубая комнаты. Кабинет чрезвычайно напоминал кабинет Петера I в Большом Петергофском дворце: полы наборного паркета, двери черного и других ценных пород деревьев с великолепными инкрустациями, севрские и саксонские вазы, тонкой резьбы мебель, шкафчики и этажерки Буль. На стенах - картины Ванлоо и Ватто.
На верхний этаж вела великолепная лестница с перилами резного бука, похожая на центральную лестницу Большого Петергофского дворца. Комнаты этого этажа не менее замечательны: библиотека, кабинет Марии Александровны, гостиная, спальня, ванная и камер-юнгферская. В гостиной портреты Павла I и его семейства кисти Т. А. Нефа. В спальной находилась роскошная кровать под балдахином; над нею чрезвычайно изящное, вырезанное из слоновой кости изображение Божьей Матери. Тут же помещалась витрина со старинными туалетными вещами, служившими, по преданию, императрице Елизавете. Ванную комнату с мраморным бассейном украшала большая стенная фреска «Триумф Галатеи». Долго можно было бы перечислять все, что раньше находилось в этом дворце-игрушке.
   Здание дворца, разрушенное фашистами в годы войны, было воссоздано по подлинным чертежам А. И. Штакеншнейдера Ленинградским инженерно-строительным институтом в 1963 году. Но теперь оно пустует и медленно разрушается...
От северного фасада дворца спускается красивая каменная лестница с несколькими площадками, на которых раньше стояли чугунные корзины с цветами. При спуске открывается вид на обширный партер со статуей мраморного Амура с рыбкой работы скульптора Н.Пименова. В середине сада, перед дворцом, - прямоугольный пруд, по откосам берегов которого радовали глаз гирлянды из искусно подобранных цветов разных оттенков. Тут же внизу были устроены два красивых фонтана. Сад продолжался до Ораниенбаумского шоссе и заканчивался у самого моря.

   У противоположного, южного фасада дворца - цветочный партер, окруженный тенистыми деревьями. Вдоль главной дорожки садика стояло 8 мраморных статуй, изображавших придворных кавалеров с различными музыкальными инструментами. Посреди парка рос вековой ветвистый дуб, на котором был укреплен черепаховый щит с инициалами Александра II и его супруги Марии Александровны.
С восточной стороны дворца был сделан боковой вход, по сторонам которого установили мраморных львов, копии с оригинала скульптора А. Кановы. По правую и левую стороны дворца перекинуты через овраги красивые мосты. Один из них ведет к дворцовой Троицкой церкви, которая и снаружи, и внутри выдержана в том же стиле, что и дворец. Построена она была в 1858 году вместо прежней деревянной тем же архитектором - А. И.Штакеншнейдером. Богослужение в этой церкви совершалось раз в году, в день храмового праздника. Множество богомольцев стекалось сюда послушать великолепное пение придворной капеллы. Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге XIX век
Е.Д. Юхнёва