Сергиевка
   После свадьбы любимой дочери Марии и герцога Лейхтенбергского император Николай I повелел возвести для нее Мариинский дворец на Исаакиевской площади и летний дворец в Сергиевке, спроектированные А.И. Штакеншнейдером, автором большинства дворцов и павильонов Петергофа середины XIX века.

    Строительство дворца для молодой четы герцогов Лейхтенбергских в Сергиевке было завершено в рекордные сроки - всего два с половиной месяца (28 июля 1839 года состоялась торжественная закладка дворца, а 15 октября работы уже закончились). Зато оформление интерьеров заняло почти три года - дворец освятили 24 июня 1842 года. На первом этаже располагались 16 помещений (парадные залы, комнаты Марии Николаевны и детские); на втором этаже - 24 помещения (покои герцога и детские комнаты). Жилые комнаты, оснащенные всеми удобствами, отличало скромное убранство: новомодные бумажные обои, простая и удобная мебель. Но парадные помещения были пышно украшены лепкой и росписью с античными мотивами. По рисункам А. И. Штакеншнейдера была создана и стилизованная мебель для дворца. Например, в гостиной стояла «красная с черными писаными украшениями» мебель, напоминавшая греческие чернофигурные вазы.

Двухэтажный дворец походил на римскую виллу и в плане имел сложные очертания. Все его фасады отмечены выступами, галереями, открытыми террасами, отдельно стоящими по углам павильонами. Это создавало впечатление гармонии здания и природы, характерной для античной архитектуры. Отделка фасадов проста: кирпичные стены оштукатурены и имеют рустовку, имитируя кладку из каменных блоков. Гладь стен оживляют только пилястры и портики с колоннами из песчаника.

    Каждый из четырех фасадов неповторим. Парадный подъезд южного фасада был подчеркнут портиком первого этажа и лоджией на втором, к нему примыкали два «храмика», как их называл А. И. Штакеншнейдер, в которых на мраморных пьедесталах стояли лицом друг к другу бюсты родителей хозяйки дворца - Николая I и Александры Федоровны. Перед восточным фасадом радовали глаз маленькие партерные цветники, по сторонам которых располагались два павильона: в северном, с окнами на залив, была биллиардная, а в южном - кавалерская столовая. Северный фасад, имеющий самый строгий вид, почти совсем лишен украшений.
С запада к дворцу примыкала пергола, увитая вьющимися растениями, посередине которой были устроены два фонтана, что подчеркивало романтический характер фасада, выходящего на тенистый, глубокий и мрачный овраг.

    На дне оврага шумел водопад и находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна (2x2,2x1,8 метра), принесенного сюда ледником, и известная под названием «Старик» или «Адамова голова». Черты изваяния напоминают Петра I - по преданию, голову создал мастер с Петергофской гранильной фабрики в память о крещении своего сына самим императором Петром Великим. Существует и другая версия. Как вспоминают старожилы, на голове был металлический шлем (сохранился след его крепления), и она явилась прообразом сказочной головы в поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина.
Здесь, как раз напротив головы, на обрывистом склоне оврага располагался когда-то Чайный павильон - небольшое помещение, окруженное гермами. У дворца и по склонам оврага были установлены многочисленные статуи, к нашему времени не сохранившиеся. Остался лишь один постамент на западном склоне.
 
    Одновременно с окончанием строительства дворца в 1842 году закончилось и возведение рядом стоящих служебных корпусов: кухонного и гофмейстерского, южнее были построены каретные сараи. Еще южнее находился Китайский домик с беседкой и ледником.
А спустя четыре года по проекту А. И. Штакеншнейдера к югу от дворца была построена православная церковь Св. Екатерины, кирпичный кубический остов которой хорошо просматривается в зарослях. Цокольный этаж имел облицовку из красного полированного гранита, стены - из белого мрамора. Завершала церковное здание фигура ангела с крестом, такие же фигуры обрамляли церковные окна. По фризу здания шли надписи на церковнославянском языке. У входа на мраморных пьедесталах стояли металлические скульптуры евангелистов Иоанна и Матфея, но уже к началу XX века статуя Матфея была утрачена. Именно здесь происходило тайное венчание великой княгини Марии Николаевны с графом Григорием Александровичем Строгановым.

Оформление церкви было столь необычно для православия, что ее часто называли капеллой, так же как и церковь Св. Александра Невского в Александрии. Но в Сергиевке существовала и настоящая католическая капелла у моря. Хорошо сохранилась группа зданий у западной границы усадьбы: Английский домик на берегу пруда, чуть выше - Банный домик. На западном берегу пруда - оранжереи, миновав которые можно выйти к Ферме, зданию, выстроенному в форме каре из крупных необработанных камней. В усадьбе размещалась лаборатория Петергофского естественнонаучного института. С 1920 года Сергиевка и парк вокруг нее принадлежат Биологическому институту. Пострадавший во время Отечественной войны дворец был отреставрирован в 1965 году. Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге XIX век
Е.Д. Юхнёва