Усадьба Знаменка
На месте, где сейчас располагается дворцово-парковый ансамбль Знаменка, в начале XVIII века находились несколько дач, часто меняющих владельцев. Важный этап в формировании Знаменского имения начался в 1755 году, когда оно было куплено Алексеем Григорьевичем Разумовским, тайным супругом императрицы Елизаветы Петровны. Императрица часто останавливалась в Знаменке, направляясь в Петергоф. Именно тогда и был построен, предположительно по проекту Ф.-Б. Растрелли, великолепный Знаменский дворец, сохранившийся до нашего времени, но в перестроенном виде. Вокруг дворца был разбит парк во французском вкусе. Вскоре рядом с дворцом возводится трехкупольная Петропавловская церковь, украшенная двумя четырехколонными портиками коринфского ордера и частично перестроенная в XIX веке.
После смерти А. Г. Разумовского в 1771 году хозяином Знаменки становится его младший брат Кирилл Григорьевич Разумовский (1728 - 1803). В 1777 году после разрушительного наводнения, когда подъем воды над ординаром достиг 310 см, старую Нижнюю Петергофскую дорогу перенесли на верхнюю террасу на участке между Сергиевой пустынью и Петергофом. К этому времени относится сохранившийся каменный мост с гранитным ограждением на Петербургском шоссе возле Знаменки. После окончания строительства Верхней дороги южный фасад Знаменского дворца стал главным и был заново создан Верхний парк как парадный въезд в усадьбу.

В 1789 году Знаменку приобрел сенатор, директор Ассигнационного банка Петр Васильевич Мятлев (ум. 1833). При нем дворец был надстроен третьим этажом. Богатейшие аристократы своего времени Мятлевы вложили немалые средства в благоустройство имения. Здесь давались блистательные балы, на которые съезжался весь свет столицы. П. В. Мятлев был образован, отличался острым умом и веселым нравом, дружил со многими литературными деятелями: Д. И. Фонвизиным, И. И.Дмитриевым, Н.М.Карамзиным. Сын сенатора Иван Петрович Мятлев (1796 - 1844) известен как поэт, славившийся своими экспромтами и каламбурами. Первую строку его стихотворения «Розы» использовал И.С.Тургенев в своем стихотворении в прозе «Как хороши, как свежи были розы». Песня И.П.Мятлева «Фонарики» приобрела широкую популярность. Среди его друзей были А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, В.А.Жуковский.
В 1835 году император Николай I купил Знаменку за миллион рублей у наследников сенатора П.В.Мятлева и подарил своей жене, императрице Александре Федоровне, присоединив имение к соседней Александрии. Связанные общим управлением и системой дорог, Знаменка и Александрия стали единым хозяйством.

Любимому архитектору императрицы А. И.Штакеншнейдеру было поручено перестроить дворец. Первоначально он предложил придать зданию готический облик, чтобы он имел стилевое единство с постройками Александрии. Но впоследствии А. И.Штакеншнейдер отказался от готических башенок и сохранил стиль елизаветинского барокко середины XVIII века. По его проекту были оформлены пышные интерьеры парадных залов дворца, лестницы и зимнего сада.
Спустя 20 лет, 11 сентября 1856 года, императрица подарила усадьбу своему третьему сыну Николаю Николаевичу, к этому времени женившемуся и ставшему отцом. Архитектором Знаменки был назначен Геральд Эрнестович Боссе. К 1859 году подошла к концу отделка эффектного, изысканного по декору барочного фасада дворца — композиционного центра загородной резиденции великого князя, затем завершилось строительство конюшенного здания, оранжереи и кухонного корпуса.
В этом же стиле был выполнен фасад Конюшенного двора (1853 - 1856) и двухэтажного Кухонного (Кавалерского) корпуса (1856 - 1859), связанного оградами с одноэтажным домом смотрителя.

Особенно красив был Конюшенный корпус, мало чем отличавшийся от дворца, каре которого оформляли башни, а арки ворот с ажурными коваными створами создавали блестящую перспективу. Огромный комплекс усадьбы включал каменный конюшенный двор с манежем и ложами для гостей, десятком стойл для лошадей, лазаретом, кузницами, в угловых башнях были жилые помещения для конюхов и берейторов. В знаменских конюшнях содержались лошади всех наиболее известных пород в мире - великий князь Николай Николаевич-старший, будучи генералом-инспектором кавалерии, питал пристрастие к лошадям. В Знаменке ежегодно устраивались выставки чистокровных пород лошадей, на которые съезжались владельцы конных заводов и любители коневодства.
Рядом с дворцом, на Церковной аллее, стоит церковь Св. Петра и Павла, построенная в стиле неоклассицизма: белая с синими куполами, она вносит диссонанс в стилевое единство усадьбы. С 2004 года в церкви возобновлены богослужения.
У входа в парк по проекту Н. Л. Бенуа в 1867 году на деньги простого унтер-офицера была построена в «русском» стиле из красного кирпича часовня Св. Иосифа в память о неудавшемся покушении на императора Александра II 4 апреля 1866 года у Летнего сада.
Парк вокруг дворца спроектировал сам великий князь. В Верхнем парке от центральной части южного фасада дворца отходили красивые симметричные прямые аллеи, центральная аллея пересекала Санкт-Петербургское шоссе и железную дорогу, построенную к 1857 году, и переходила в Ропшинское шоссе.

На севере перед дворцом расстилается Нижний парк. Естественная терраса, на которой возвышается дворец, декорировалась сложной композицией из лестниц и пергол с изящными пилонами, ажурными решетками и вазами. Со смотровых площадок открывался прелестный вид на синеющий вдали Финский залив. Вдоль дворца под самым склоном террасы проходит прямой участок старой Петергофской дороги, получившей название Нижней и ставшей здесь аллеей парка. Парк был украшен множеством скульптур, павильонов, гротов, каскадов и фонтанов. В его центре на маленькой полянке, окруженной скамьями, стоял памятник покойной матери-императрице Александре Федоровне в окружении ее любимых цветов - незабудок.
Чтобы императорской семье было удобно обозревать прекрасный парк, на восточной границе Александрии и Знаменки, в конце насыпи, вдающейся в море, был построен в 1846 году романтичный павильон Готический домик, или Ренелла. Во время пребывания на Сицилии, в Палермо, императрице очень понравилось здание в готическом стиле с островерхими башенками по углам. Из Италии в Петербург были посланы рисунки домика, и по ним архитектор Штакеншнейдер построил двухэтажный павильон, фундаментом которому служили огромные валуны. С площадок Ренеллы на юге можно было любоваться чудесными видами романтических парков Александрии и Знаменки, а на севере - далями Финского залива. Сейчас на месте этого павильона лишь груда камней.
В те дни, когда двор великого князя находился в усадьбе, над дворцом поднимался белый штандарт с великокняжеским гербом, придуманным самим Николаем Николаевичем. Двуглавый орел с императорской короной, венчавшей герб, золотая цепь ордена Андрея Первозванного вокруг щита, четыре золотые и четыре серебряные львиные головы на черном фоне, как на родовом гербе Романовых, - все это указывало на принадлежность владельца к царствующему дому. Варяжский шлем, щит и скрещенные золотые топорики свидетельствовали, что хозяин усадьбы - военный человек. Цветочный венок и голубой фон щита символизировали красоту и величие. Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге XIX век
Е.Д. Юхнёва