Фонтан "Оранжерейный"

На полпути между Большим каскадом и площадью у «Шахматной горы» находится «Большая каменная оранжерея» с садом и фонтаном. Полукруглое здание замыкает фруктовый сад с севера, со стороны залива, ограждая его от холодных ветров. Оранжерея построена в 1722 - 1724 годах по проекту архитектора И. Браунштейна, которому помогал «архитектурии гезель» М. Земцов. Сооруженное в стиле дворцово-парковых построек XVIII века, хозяйственное здание не нарушало художественную целостность парадного вида парка. Начиная с середины XVIII века, оранжерея подвергается бесчисленным переделкам, утрачивается ее композиционная выразительность. В таком виде она сохранялась до 1941 года. В годы войны здание было сожжено немцами. В 1954 году его восстановили по проекту архитектора В. Савкова, использовавшего для воссоздания фасада сохранившийся чертеж первой четверти XVIII века. В центре плодового сада расположен фонтан, который называется «Оранжерейный». В середине круглого бассейна установлена скульптурная группа: «Тритон, разрывающий пасть морского чудовища». От места схватки в страхе разбегаются четыре черепахи. Из пастей крокодила и черепах вырываются клокочущие струи воды. В XVIII веке скульптурной группе «Оранжерейного» фонтана придавался символический смысл: в образе Тритона олицетворялся молодой русский флот, нанесший решительное поражение шведской эскадре при Гангуте 27 июля 1714 года. Фонтан построен в 1726 году по проекту архитектора Т. Усова, одного из замечательных русских зодчих петровского времени. Скульптурная группа, которая тогда называлась «Сатир со змеей», была отлита из свинца по модели К. Растрелли. Строительство трубопровода осуществлял П. Суалем. Подача воды производится из восточного Квадратного пруда Верхнего сада. Наличие фонтана в этой части парка диктовалось не только эстетическими, но и хозяйственными соображениями: садоводам здесь необходим был бассейн, из которого они могли бы пользоваться водой для поливки деревьев и цветов в саду. Первоначально бассейн имел сложное шестнадцатигранное очертание, затем его упростили и заменили круглым. Таким он и сохранился до наших дней. В табеле, составленном 13 января 1741 года, караульным солдатам предписано «смотреть при сдаче постов: у каменной оранжереи фигура позолоченная одна, черепах четыре». Позже позолоту фигуры Тритона не возобновляли. К концу XVIII века свинцовое скульптурное украшение фонтана обветшало. Осматривавший его в 1816 году И. Мартос отметил: «На бассейне свинцовая группа, представляющая большого двухвостого Тритона, раздирающего пасть змия, в некоторых частях совсем изломана и частей сих нет при ней. По углам сей группы четыре свинцовые черепахи нехороши. Все сии фигуры я полагаю для прочности переделать из бронзы по новым моделям». Предложение скульптора не было одобрено, и свинцовая группа продолжала оставаться в бассейне, подвергаясь бесконечной реставрации. Так продолжалось до 1875 года, когда фонтанный мастер К. Бальцун сообщил дворцовому правлению: «Находящаяся в Оранжерейном фонтане свинцовая фигура «Сатир» пришла от времени в такое состояние, что не представляется уже никакой возможности ее починить». Вместо снятой группы в 1876 году установили новую, отлитую из свинца гальванопластическим способом по рисунку профессора Д. Иенсена, и она стала называться «Тритон с крокодилом». В годы войны металлические фигуры оказались похищенными, а фонтанный бассейн взорванным. При воссоздании убранства фонтана за основу был взят рисунок первоначальной растреллиевской скульптуры, сохранившийся в альбоме инженера А. Баженова. Используя этот графический материал, скульптор А. Гуржий воссоздал все фигуры, которые по его модели были отлиты в бронзе. Фонтан восстановлен в 1956 году.
 

Архитектор(ы):
Б.К. Растрелли
А.Ф.Гуржий