Воронихинские колоннады

Партерные цветники замыкаются стройными беломраморными Воронихинскими колоннадами с золочеными куполами и вазами. Их вытянутые на 21 метр фасады, подобно кулисам, отделяют партеры от зеленого массива парка. Из вершин куполов, поднятых на девятиметровую высоту, бьет вода. Стекая по ним и прикрывая прозрачным тюлем, большие полуциркульные окна павильонов, она ниспадает в мраморные бассейны. Струи переливаются и над тремя золочеными вазами, расставленными на кровле колоннады.
Белый мрамор карнизов и балюстрад, серый мрамор колонн гармонируют с розовым гранитом цоколя, лестниц и парными изваяниями львов, высеченных из того же материала. В петровское время на месте колоннады стояли деревянные «галереи маленькие с каморками», в которых по проекту М. Земцова предполагалось поместить семь фонтанов. Из задуманных Петром «водяных курьезов» в восточной галерее «колокольный игральный мастер» И. Ферстер установил только клокшпиль - музыкальный инструмент с хрустальными колоколами, изготовленными на Ямбургском стекольном заводе. В 1745 году мастер Бальтазар Фрис поставил в западной галерее водяной орган, или, как его называли, «егерскую штуку». Во время игры органа вода приводила в движение деревянные раскрашенные скульптуры - егеря, трубящего в рог, сатиров, играющих на флейтах, собак, с лаем преследующих оленя, и двенадцать певчих птиц. Звуки в фигурах «егерской штуки» воспроизводились с помощью мехов. В 1800 - 1803 годах взамен обветшавших деревянных галерей соорудили по проекту Воронихина кирпичные, облицованные пудостским камнем, с мраморными колоннами, цоколем и крыльцами из гранита. На колоннадах поставили свинцовые вызолоченные фонтанные чаши, купола покрыли листами золоченой латуни и вывели на их вершины «трубки с вододействием».
На крыльцах установили изваяния львов, вырубленные по моделям И. Прокофьева. За проект петергофских колоннад Воронихину было присвоено звание архитектор. Историческая традиция утвердила за ними название Воронихинских. Через полвека А. Штакеншнейдер облицевал колоннады каррарским мрамором, употребив 30 тысяч пудов этого благородного материала. Тогда же полы колоннад выложили цветной венецианской мозаикой. В период оккупации Петергофа облицовка колоннад была сильно повреждена, фонтанные вазы, и обшивка куполов похищены. В 1966 году реставраторы вернули колоннадам утраченный облик.

Архитектор(ы):
И. Ферстер
Б. Фрис
И. Прокофьева
А.И. Штакеншнейдер