9 сентября в Петергофе состоится открытие карильона.
Когда-то по приказу Петра I в загородной царской резиденции был установлен колокольный инструмент - карильон, который называли еще и «небесной арфой». 56 петергофских колоколов приводили в движение, как и должно было быть в городе фонтанов, силой падающей воды.

   На новом петергофском инструменте колоколов будет поменьше - 51. Но обещают, что он станет одним из лучших в мире по звучанию. - Это второй карильон в Петербурге, первый находится в соборе Петропавловской крепости, - рассказывает координатор проекта «Петербургские карильоны» Константин Ерахтин. - В нем столько же колоколов, сколько в петропавловском, но звучать он будет на октаву выше. И колокола его - поменьше: масштабы колокольни Кавалерского дома не петропавловские. Когда-то колокола на этой петергофской башне встречали своим звоном подъезжающего к резиденции императора. А теперь новый карильон сможет работать и в концертном - от клавиатуры, и в механическом - как куранты, режиме. В Голландии мастера старинной литейной фирмы «Петит и Фрицен» уже сделали 49 колоколов, 50-й сейчас отливают и настраивают, - продолжает свой рассказ Ерахтин. Эта фирма уже 345 лет занимается карильонным делом.
   Оказывается, что в России и в Голландии колокола лили по-разному. Русские мастера сначала делали колокол, а потом уже определяли его «ноту» - высоту, звук. Голландцы «планируют», буквально до полутона, звучание колокола перед отливкой, поскольку карильонная клавиатура, словно большой рояль: нижняя - как белые клавиши, верхняя - как черные. На всех колоколах, кроме последнего, уже есть надписи дарителей, - говорит координатор проекта. - Создается этот инструмент, что называется, всем миром. Иногда спонсоры нашего проекта не раскрывают своих имен, зато на колокола наносят слова благодарности и имена их родных и близких.
   Действительно, на петергофских колоколах удивительные надписи. Вот колокол «Мария-Ника», на другом - имя актрисы Нины Ургант - такой подарок сделали известной петербурженке ее почитатели, колокол «Любимому городу» от семьи Вахмистровых, колокол «Будущим поколениям» от Архиповых и Покровских и просто - колокол «Мир вашему дому». Есть колокола от русских швейцарцев (князь Георгий Юрьевский), от русских французов (артисты Немировы). Но главным колоколом этого карильона будет колокол памяти «Детям Беслана. Невинным жертвам террора». Так получается, что открытие карильона в Петергофе про¬изойдет в дни годовщины трагедии в Беслане. И наши спонсоры - Хасан Бергоев и Александр Бондаренко - посвятили свой колокол этим детям, - говорит Константин Ерахтин. - И не только колокол. Петербургский композитор Сергей Касторский в память об этой трагедии написал реквием, Йо Хаазен сделал оранжировку для карильона, а замечательная певица Ольга Шанина исполнила вокальную партию. Но на петергофском карильоне бесланский реквием мы услышим в сентябре. Пока колокола еще в Голландии, а на башне вовсю идут монтажные работы.
   Башня маленькая, и работа здесь требует филигранной точности: «небесная арфа» должна быть в колокольне, как в скорлупке, иначе звук будет глухим или фальшивым. Строителям приходится вымерять конструкции буквально по линейке. Делать, а потом (как у нас на Руси водится) переделывать: корректировать голландские чертежи, искать новые решения - как подковать на русский манер эту заморскую «блоху». Современный питерский Левша пока не так изобретателен, как его тульский предок. Но будем надеяться на лучшее. Не случайно на одном из петергофских карильонных колоколов есть надпись: «Закон достойных - творить добро.»

Ирина Тарасова Материал из газеты «Фонтан» №25 от 1.07.2005г.
Добавлено: 8 августа 2005 г. (понедельник)