Отпечаток тепла в ноябре

В Культурном центре «Каскад» открыта выставка художественной фотографии петергофского фотохудожника Дмитрия Алексеева «Отпечаток тепла».

В качестве изобразительного инструмента художник выбрал редкую технологию инфракрасной фотографии. Инфракрасное излучение лежит за пределами видимого человеком спектра и ощущается нами как тепло. Не смотря на то, что оно было открыто астрономом Гершелем еще в 1800 году, потребовалось более века для того, чтобы найти способ зафиксировать его на фотоматериале. Это произошло в 1910 году, когда Роберт Вуд опубликовал первые в мире инфракрасные фотографии. Мир предстал в тепловых лучах не таким, как люди привыкли его видеть на обычных черно-белых фотографиях. Растительность стала снежно-белой, а небо угольно-черным. Причина – в различной способности объектов поглощать или отражать инфракрасное излучение. Этот эффект был назван именем Вуда.

Инфракрасная фотография создается путем экспонирования специальной пленки через инфракрасный фильтр, получивший название «черного». Действительно, через него можно увидеть только само солнце, остальные предметы не просматриваются, т.к. он отрезает всю видимую глазу часть спектра. Не трудно догадаться, что выдержка при съемке через этот фильтр настолько продолжительна, что практически исключает возможность передачи без смаза движущихся объектов. На помощь пришла цифровая фотография. Как выяснилось, матрица цифрового фотоаппарата настолько чувствительна к инфракрасному излучению, что после небольшой переделки цифро-зеркала позволяет вести съемку через инфракрасный фильтр с очень короткой выдержкой. Что и позволяет использовать ее для жанровой и репортажной фотосъемки.

   Эффект Вуда как изобразительное средство для создания художественного образа активно использует Дмитрий Алексеев в своей работе, не ограничившись набившими оскомину стереотипными пейзажами с белой травой и черным небом, снятыми на ярком солнце. Он часто фотографирует и в пасмурною погоду, когда природа на инфракрасной фотографии получается словно излучающей изнутри таинственный мистический свет. Люди на его фотографиях почти всегда в белой одежде. Это еще одна особенность инфра-съемки, которая придает особую одухотворенность его работам. Знакомый мир предстает в ирреальном свете, словно с него сброшена завеса видимого. Кажется, обнажается потаенная сущность вещей, и останавливается неумолимый маятник времени. Мир застыл на мгновение, и в это мгновение хочется успеть рассмотреть и запомнить его в этом иногда ослепительном, иногда мягком свете. Люди, застывшие подобно манекенам на картинах Джорджо Де Кирико, причудливые тени, как на картинах Сальвадора Дали, мир, погруженный в молчание и самосозерцание – все это позволяет отнести работы Дмитрия Алексеева к традиции сюрреализма. Однако он не чужд и ироничному взгляду на реальность. Жанровые сцены, миниистории – часто встречаются среди его работ, и заметно, что автор избегает банального прочтения происходящего, оставляя большое место недоумению перед гротескностью и абсурдностью момента. Если фотография «цепляет» и заставляет чувствовать и думать –именно тогда художник считает свою работу хорошо сделанной!

   На выставке представлены работы Дмитрия Алексеева за период начиная с 2009 года, когда он впервые освоил технику инфракрасной съемки, помимо которой он занимается еще и классической черно-белой пленочной фотографией, а также живописью. Он – член Союза Фотохудожников России, автор многочисленных выставок в нашей стране и за рубежом. На этой ретроспективной выставке, целью которой является ознакомление именно петергофской публики с этой очень необычной эстетикой инфра-фотографии, представлены работы, выполненные в пригородах Санкт-Петербурга, в том числе и в Петергофе. На них привычные нам виды предстали в новом, загадочном и удивительном свете. Выставка продлится до конца ноября.

Адрес культурного центра "Каскад"

Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Царицынская, д. 2,
Сайт: www.vkaskade.ru
450-79-10, 450-64-19

Добавлено: 16 ноября 2017 г. (четверг)