Анонсы мероприятий культурного центра "Каскад" на июль - сентябрь 2019г.
Заказать экскурсию в Петергоф

В Петергофе продан клуб водно-моторного транспорта, неужели на месте клуба появятся коттеджи?
Недавно правительство Санкт-Петербурга с гордостью сообщило, что в недалеком будущем наш город получит статус морской столицы, где будут действовать три современных порта. Но вот парадокс - петербуржцы, чей образ жизни испокон связан с морем, всерьез опасаются, что еще раньше они будут лишены всех выходов к Финскому заливу.

Первым жертвой государственных интересов пал яхт-клуб на Крестовском острове. Потом было громкое дело «Балтийца». Сегодня очередь дошла и до петродворцового водномоторного клуба, расположенного на территории Купеческой гавани, которую в конце января продали для «комплексного освоения в целях жилищного строительства».
Говорят, что Купеческую гавань жителям Петергофа подарил император Николай II. Спустя столетие, в 1974 году, здесь, на болотистом берегу Финского залива, одним из первых в стране был создан водно-моторный кооператив. Сегодня в нем официально зарегистрировано 300 членов, фактически его возможностями пользуются около тысячи человек. Летом сюда приезжают семьями, привозят друзей. Яхтсменами создано общество «Международный парусный клуб «Петергоф-регата». На территории кооператива расположены 266 кирпичных боксов, являющихся собственностью их владельцев, базируется целая флотилия, насчитывающая 329 малых судов. Долгие годы члены клуба обустраивали отданное им побережье: осушили болото, подняли уровень береговой линии на 2,5 метра, навозив землю, создали косы, бухты, проложили фарватер.
Для многих это стало делом жизни: почти половина яхтсменов - ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, которым перевалило за восемь десятков лет. «Мы стояли у истоков модного сегодня здорового образа жизни и открыли секрет долголетия», - смеются старики, бодрости и жизнерадостности которых вполне может позавидовать большинство молодых парней. Их увлечение переняли дети, потом внуки и даже правнуки, так что в водно-моторном клубе № 1 наблюдается настоящая преемственность поколений. Детям здесь уделяют особое внимание, стараясь привить им любовь к морскому делу и уберечь от улицы с ее коварными законами. Недавно у клуба появилась возможность создать на своей базе бесплатную детскую водно-моторную школу. Яхтсмены нашли спонсора, который выделил деньги на приобретение 18 специальных яхт «Утенок», и уже летом этого года детский спортивный клуб начал бы работу. Но...

Накануне торгов, 29 января, в кооператив пришло уведомление о необходимости в месячный срок покинуть побережье. О том, что территория клуба будет выставлена на торги, его членов никто предварительно не уведомил, многие узнали об этом из теленовостей.
Впрочем, нельзя сказать, что новость стала неожидан- ной. Слишком уж лакомый кусочек земли заняли яхтсмены. С 1994 года часть территории, на которой находятся контрольно-пропускной пункт, восточная гавань и 51 бокс, перешла к ГМЗ «Петергоф», и с того времени поползли слухи о том, что здесь что-то, да построят. То собирались возродить Купеческую гавань, то продлить центральную аллею Нижнего парка, а то и вовсе построить пассажирскую пристань. 31 октября 2005 года яхтсмены тоже подали заявку на строительство здесь международного парусного клуба. Но, как выяснилось в этом году, уже тогда у властей были свои виды на побережье. Может быть, это и стало причиной того, что кооперативу методично отказывали в праве долгосрочной аренды земли, предпочитая ежегодно перезаключать с клубом договор. В итоге вместо исторических или социально значимых объектов на побережье появится 29 элитных коттеджей.
Срок действия договора аренды земли водно-моторным клубом заканчивается 14 марта, но для властей кооператив уже не существует. На карте территории, выставленной на торги, на его месте - белое пятно. Члены кооператива сдаваться, не намерены, настраиваясь на правовое решение конфликта - уже около месяца клуб обходится без электроэнергии, пытаясь накопить средства на адвоката. Но не исключают возможность и революционных действий, изъявляя готовность «лечь под бульдозеры».

«Нас продали», - говорят люди. «Нас предали», - говорят их глаза. Ведь если власти не будут отстаивать интересы своих граждан, то кто тогда? «Оборону займем», — с горечью шутят ветераны, которых собираются выкинуть на обочину жизни. Молодые, когда у ворот клуба стали появляться участники будущих торгов, поняли всю серьезность положения и стали писать письма в администрацию района, в городской парламент, губернатору Петербурга. Пока получают лишь отписки.

Вопрос о будущем клуба был поднят и на итоговом отчетном собрании администрации Петродворцового района. Глава района с гордостью рассказал о том, как выгодно удалось продать Купеческую гавань - цена участка выросла с 17,2 миллионов до 1,152 миллиарда рублей - и пообещал, что вопрос так или иначе решится. Либо в процессе обсуждения проекта застройки удастся договориться с инвестором и сохранить хотя бы часть клуба, либо его обяжут найти и оборудовать кооперативу альтернативное место.

Реальнее второй вариант: клуб занимает большую и наиболее удобную часть проданной территории. Как пример удачного решения проблемы глава района вспомнил судьбу печально известного клуба «Балтиец». Там удалось сохранить часть клуба, правда вступительный взнос и стоимость стоянки яхт сильно повысились. А те, кто не смог заплатить за право оставаться на прежнем месте, вынуждены были переехать на Ладожское озеро или в другие клубы. Кстати, семь судов, в данное время базирующихся в водно- моторном клубе № 1, год назад прибыли как раз из «Балтийца». До этого их выгнали с Крестовского острова...
Какую судьбу уготовили нашему клубу? Даже если сохранить часть кооператива с повышением арендной платы, большинство яхтсменов будут вынуждены уйти: считать, что наши владельцы плавсредств - богатые люди, все равно, что называть обладателя «копейки» олигархом. Большинство яхт сделаны людьми своими руками, многие все еще в стадии постройки. В клубе всего два современных гидроцикла, остальные - гребные суда или алюминиевые катерки. И уж, конечно, ни о какой бесплатной детской школе в случае повышения арендной платы и речи идти не может. Между тем, инвестиционное строительство позиционируется, как один из верных способов улучшить жизнь людей. Еще один парадокс...

По слухам, закрытие ожидает и водные клубы в Мартышкино. Распустят клуб в Красной Горке, что в Ломоносовском районе. Идут нескончаемые судебные процессы между яхтсменами и властью на противоположном берегу Финского залива. Если тенденция сохранится, рядовые жители будущей морской столицы действительно вскоре окажутся изолированными от моря. Окно в Европу будет открываться только для избранных.

Более подробную информацию читайте на сайте клуба: www.vmk-1.ru

Городок-info №6 21.02.2007
Добавлено: 23 февраля 2007 г. (пятница)