Дворец на Бабигонском холме
Уникальное творение Андрея Штакеншнейдера, памятник архитектуры ХIХ века Бельведер, переживает третье рождение

Дворец стоит среди полей на высоком холме. Виден он издалека – бело-розовое чудо, увенчанное классической колоннадой из черного гранита. Как он мог, такой парадно-воздушный, вдруг оказаться здесь, хоть и не очень далеко от города, но, по сути, – в глуши, вдалеке от наезженных туристических маршрутов?
Как оказалось, что выглядит он будто новенький – снаружи и изнутри? Сколько стоит воссоздать и поддерживать такую красоту? Ведь это, казалось бы, чистое безумие – вкладывать деньги в объект, до которого даже рейсовым транспортом не доехать – только на своей машине...
Подозреваю, правда, что большинство из многочисленных гостей, собравшихся сюда праздновать третье рождение Бельведера, эти вопросы занимали не очень. Они просто радовались от души голубому небу, свежему воздуху, прекрасному пению развлекавших их народных ансамблей.
И этой сказочной архитектурной шкатулке, после многих лет забвения гостеприимно распахнувшей свои двери.


Историю Бельведера начал император Николай I. Невдалеке от пышного парадного Петергофа он решил создать свой «домашний рай», где душа отдыхает среди природы и близких сердцу людей. Здесь, в Луговом парке, располагается система прудов, питающая водой знаменитые петергофские фонтаны. А над ними возвышается Бабигонский холм, с которого раскрывается великолепный вид на окрестности и Финский залив. Место романтическое, будто самой природой созданное для мечтательного, неторопливого отдыха.

Воплощением в жизнь концепции «царской дачи» занялся знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер, потративший на это более десяти лет. Результатом его трудов стало создание особого маленького мира, где ландшафт гармонично содружествовал с архитектурой. Аллеи, пруды, крошечные дворцы-павильоны для отдыха и утренних и вечерних чаепитий. При каждом – возведенные в разных архитектурных стилях домики-караулки, где проживали отставные солдаты-инвалиды, следившие за порядком и принимавшие венценосных гостей.

Была в парке маленькая стилизованная крестьянская усадебка – Никольский сельский домик. Был знаменитый павильон «Озерки» – два соединенных галереей одноэтажных домика и трехэтажная башня, увенчанная колоннадой тосканского ордера. На острове Руинного пруда располагалась искусно воссозданная «античная руина». Преобразились и окрестности – здесь возникли чистенькие, аккуратненькие селения, названные в честь членов императорской фамилии. Специально для их жителей построили изящную церковь и водяную мельницу в швейцарском стиле – настоящее произведение архитектурного искусства.

Но истинной жемчужиной композиции стал дворец Бельведер, расположившийся на вершине Бабигонского холма. Массивный подиум из монолитных гранитных блоков, на нем – здание с античной колоннадой и классическим портиком с четырьмя кариатидами. К нему вела гранитная лестница с шестью мраморными статуями. По сторонам от нее располагались постаменты со знаменитыми клодтовскими конями. С другой стороны здания – полуциркульной формы двор.

Все это благополучно дожило до 1917 года. У советской власти на поддержание этого маленького рая денег, конечно, не было, и он стал медленно разрушаться. Добила его, разумеется, война, после которой исчезла абсолютно вся скульптура, не осталось ни одного павильона и караулки. Парк оказался разоренным, а Бельведер – наполовину разрушенным. В середине 1950-х его, однако, восстановили, отстроили полуциркульное здание напротив, и все это вместе сделали домом отдыха.

Конец советской эпохи Бельведер застал в статусе профилактория организации «Ленлес». А в новой жизни вскоре стал бесхозным и начал разрушаться. Счастливый поворот в его жизни наступил в начале 2000-х, когда глаз на него положил крупный питерский предприниматель Алексей Михайлович Рыбин, задумавший сделать в Луговом парке элитный гольф-клуб. На восстановление Бельведера он потратил 4 миллиона долларов – на тот период это была самая крупная в городе частная инвестиция в памятник архитектуры.

Работа оказалась сложнейшей – пришлось выполнить до точности массу требований ГИОПа. Был готов к воплощению и проект реконструкции Лугового парка. Открытие первой очереди гольф-клуба намечалось на сентябрь 2004 года. Но... уже практически готовый объект стал предметом рейдерской атаки.

На то, чтобы ее отбить, у Рыбина ушли годы. Все подробности этой борьбы – истинный детектив. Но Рыбин сделал, казалось бы, невозможное – он победил вчистую. То есть полностью, без всяких дополнительных условий, вернул два отобранных объекта – дворец и гостиницу (первый у него в долгосрочной аренде, вторая – в собственности). По факту захвата возбуждены два уголовных дела. Первое уже закончилось обвинительным приговором (человек получил пять лет условно с отсрочкой на четыре года за мошенничество в особо крупном размере), второе близко к завершению.

За это время стоявший наглухо закрытым дворец, увы, понес серьезный ущерб. Результаты многих трудов пошли насмарку. И Рыбин вложил новые деньги (весьма немалые!) в повторную реставрацию. И когда основная ее часть закончилась (до полного восстановления пока еще далеко), пригласил гостей поделиться своей радостью.

На первом этаже, в колонном зале с наборным мраморным полом, хозяин организовал праздничный фуршет. А на втором, задуманном как художественный салон, открылась выставка питерской художницы Екатерины Грачевой.

Уже в мае на Руинном пруду восстановят театральную площадку, где по выходным дням будут идти представления по сценариям XVIII – XIX веков. Луговой парк постепенно приведут в порядок и сделают прекрасным местом отдыха. На его прудах заработают пункты проката прогулочных лодок и водных велосипедов. По дорожкам будут разъезжать конные экипажи и курсировать экскурсионный паровозик. Восстановят караулки, Никольский домик и мельницу.

С 1 июня примет первых постояльцев гостиница, а в самое ближайшее время начнутся работы по созданию гольф-полей. Проект дорогой, признается Рыбин. Об окупаемости речи пока нет.

Зачем тогда ему это все?

– Есть на свете вещи интереснее денег, – улыбается он.

Что ж, примем эту версию.
13.06.2009Дворец на Бабигонском холме - Санкт-Петербургские ведомости № 084 от 13.05.2009
Автор - Михаил Рутман
Комментарии
 
wizard36     г. Петергоф
05.02.2011 - 17:23
Очень хорошо видно, что статья "заказная" ! А господин Михаил Рутман - попросту, гражданин "соврамши".
ввлентин     г. хелсинки
29.01.2011 - 14:23
Алексей Михайлович ! Огромное Вам спасибо, можно с Вами как то связатся ?
Вал     г. ПГФ
15.09.2009 - 10:19
Цитата
"..По дорожкам будут разъезжать конные экипажи и курсировать экскурсионный паровозик ..."
Еще одно место отдыха будет отнято у питерского народа в пользу богатеев ....